Баниас (Паниас, Кесария Филиппова, Нерониас) — древний город у северного подножия Голанской возвышенности у источников Иордана. Из большой пещеры, полуразрушенной землетрясением, вытекает речка Баниас — самый большой из трёх истоков Иордана. Эту речку называют ещё Хермон, потому что она берет начало у подножия горы Хермон. В древние времена считалось, что невозможно измерить протяженность пещеры, и поэтому люди полагали, что её продолжение — в восточном Заиорданье. Легенда повествует, что Моисей, которому не дано было войти в Землю Обетованную, страстно просил Господа, чтобы Он дал ему пройти хотя бы через эту пещеру. Речка Баниас плавно течет по равнине, но, попадая в гористую местность, пробивает себе путь среди застывшей лавы и нагромождения скал. Оба её берега густо покрыты высокими деревьями и кустарниками.
Баниас попал во владения Птолемеев, преемников Александра Македонского, правивших в Египте. В 200 г. до н. э. Баниас упоминается историками в той связи, что там происходил знаменитый бой между Птолемеями и их вечными противниками Селевкидами, тоже преемниками Александра Македонского, правившими в Сирии. Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Баниас своему другу Ироду Великому, и тот возле пещеры с каменными нишами выстроил святилище в честь Августа. Сын Ирода Филипп получил в наследство Голаны, Башан и Баниас. Он то и превратил Баниас в столицу округа. В знак благодарности римским покровителям он переименовал Баниас в Кесарию. Но, чтоб не возникла путаница с другими Кесариями, скромно добавил «Филиппа». Кесария Филиппа упоминается в Новом Завете: Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" 'И когда Пётр ответил ему: "Ты — Христос, Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал ему: " <...> ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф.16:13,16-19)